История создания
Крейсера типа «Такао» стандартного водоизмещения, запланированные к постройке по программе 1927 года, должны были повторять тип «Мёко» («Миоко»), но с некоторыми улучшениями. В 1925 году требования МГШ к новому проекту были следующими:
1) Главная задача: выдвинутая поддержка своих сил и отгон сил вражеской поддержки. Независимо от этого на них возлагалась ответственность за эскадренную разведку. Ожидаемые противники — 10000-Тонные британские и американские крейсера с 8-дюймовыми орудиями.
2) Атакующая мощь: 10 20-см орудий с большим углом возвышения, 4 ТА калибром 61 см на верхней палубе (по 2 на 1 борт), достаточное зенитное вооружение.
3) Защита: от косвенных попаданий 20-см снарядов и от любых попаданий 15-см снарядов.
4) Скорость: 33 узла, дальность 8000 миль на 14 узлах.
5) Авиавооружение: иметь оборудование и место для 3 гидросамолетов.
6) Корабли должны быть оборудованы для выполнения функций флагманов флота в мирное время и флагманов эскадр в военное время.
Разработку проекта в начале 1925 года поручили капитану 1 ранга Кикуо Фудзимото, который сменил Ю.Хирагу на посту начальника отдела базового проектирования. Окончательный проект приняли в 1926 году, после возвращения Хираги из зарубежной командировки. В основном корпус, система защиты, энергетическая установка и расположение орудий ГК повторяли тип «Мёко», поэтому новый проект официально стал известен как «улучшенный „Мёко"». Однако были и существенные отличия:
1) 20-см орудия имели угол возвышения 70°;
2) погреба имели более мощную защиту;
3) широко использовалась сталь Дюколь12, алюминий и электросварка;
4) две катапульты вместо одной;
5) поворотные торпедные аппараты на уровне верхней палубы;
6) массивная носовая надстройка.
Первые три особенности были приняты под нажимом Ю. Хираги. Во время своей зарубежной поездки он получил от главного кораблестроителя британского флота (до 1924 г.) сэра Юстаса Теннисон Д’Эйнкорта, с которым состоял в приятельских отношениях, много информации о новых британских кораблях, включая и строившиеся «вашингтонские» крейсера типа «Кент», где эти особенности присутствовали. Решение установить две катапульты приняли на основании данных разведки о том, что именно столько катапульт будут нести тяжелые американские крейсера.
Тяжёлый крейсер «Мая»
Конструкция
«Такао». Схема.
Служба
«Такао»[2] — заложен 28 апреля 1927 г., спущен 12 мая 1930 г., вошёл в строй 31 мая 1932 г. 23.10.1944 тяжело повреждён американской ПЛ «Дартер». Вернулся в Сингапур, где подвергался бомбардировкам. Сел на грунт после взрыва мин замедленного действия.
В июле 1945 г. одиночная сверхмалая подводная лодка ХЕ-3 совершила нападение на японский крейсер «Такао» у берегов Индонезии. Командир лодки лейтенант Иан Фрэзер настолько далеко завел ее под днище огромного крейсера, что ему в течение 50 мин пришлось продувать балластные цистерны, прежде чем лодка наконец вырвалась на свободу. Тем временем аквалангист матрос Мак Гиннес с помощью куска каната привязывал к корпусу крейсера магнитные мины: днище корабля покрылось таким толстым слоем обрастаний, что мины не удерживались на обшивке. (Цитата из книги Джозефа Н. Горза «Подъём затонувших кораблей»).
После войны разобран на металлолом.
«Атаго»[3] — заложен 28 апреля 1927 г., спущен 16 июня 1930 г., вошёл в строй 30 марта 1932 г. Потоплен в Филиппинском море 23.10.1944 американской ПЛ «Дартер».
«Тёкай»[4] (альтернативная транскрипция: «Чокай») — заложен 26 марта 1928 г., спущен 5 апреля 1931 г., вошёл в строй 30 июня 1932 г. 25.10.1944 тяжело повреждён американской палубной авиацией в бою у о-ва Самар. Затоплен торпедами эсминца «Фудзинами».
«Мая»[5] (альтернативная транскрипция: «Майя») — заложен 4 декабря 1928 г., спущен 8 ноября 1930 г., вошёл в строй 30 июня 1932 г. Потоплен в Филиппинском море 23.10.1944 американской ПЛ «Дейс». |