Линкоры типа Нагато
В ответ на принятую в США в 1916 г. амбициозную кораблестроительную программу японский парламент утвердил так называемую программу "8 — 4", которую еще с 1914 г. пыталось провести руководство флота.
В соответствии с ней, в дополнение к уже готовым или находящимся в постройке кораблям типов "Конго", "Фусо" и "Исе" предусматривалось построить еще четыре линкора. "Нагато" и "Мутсу" должны были стать первыми японскими линкорами не только построенными, но и полностью спроектированными в Японии. На этих кораблях произошел переход к калибру 410 мм. Эти орудия были разработаны в Японии в 1914 г. в ответ на появление в английском флоте 381-мм орудий, а также с учетом слухов о работах в США над еще более тяжелыми артсистемами.
"Нагато" и "Мутсу" создавались в соответствии с концепцией быстроходного линкора, единственным воплощением которого в то время были английские корабли типа "Куин Элизабет", что и предопределило некоторое сходство этих кораблей, хотя конструктивно новые японские линкоры "выросли" из типа "Исе" (так же, как английские — из дредноутов типа "Айрон Дюк").
Корпус, по сравнению с предшествующим типом, стал длиннее на 7,6 м и шире на 0,3 м. Отказ от средних башен позволил разместить на корабле почти в два раза более мощную энергетическую установку, что увеличивало скорость хода, по сравнению с "Исе", на 3 уз. — до 26,5 уз.
Бронирование мало отличалось от схемы, принятой для линкоров предшествующих типов — пояс по ватерлинии наибольшей толщиной в районе погребов и машин в центральной части корпуса, утончающийся в оконечностях до 100 мм. Поверх главного размещался второй, более тонкий 152-мм пояс, закрывающий среднюю часть корпуса и служащий основанием каземата. Схема горизонтального бронирования в основном также повторяла применяемую ранее. В то же время существенным отличием стало появление дополнительной броневой палубы полубака толщиной 25 мм, служащей крышей каземата противоминной артиллерии. Таким образом, суммарная толщина палубной брони доходила до 145 мм (полубака — 25 мм, верхняя — 70 мм, главная — 50 мм).
Уже после закладки оба корабля перекочевали в программу "8 — 8", став первыми из предусмотренных к постройке восьми линкоров и восьми линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 410-мм. И последними — Вашингтонская конференция 1922 г. оставила ее реализацию. Причем и судьба "Мутсу" висела на волоске — уже готовый корабль предлагалось сдать на слом, но японцам удалось его отстоять (в частности, одним из аргументов стало то, что часть средств на его постройку собрали школьники).
На протяжении первых 10 лет с момента ввода в строй оба корабля подвергались лишь незначительным переделкам, наиболее заметной из них стало изменение в 1924 г. формы носовой дымовой трубы, отогнув в сторону кормы для отвода горячих газов от надстройки. Кардинальную перестройку "Нагато" и "Мутсу" прошли в первой половине 1930-х гг.: первый в 1933 — 1936 гг., второй — в 1934 — 1936 гг.
В ходе работ корабли получили бортовые противоторпедные були, увеличившие ширину корпуса с 29 до 33 м. Для сохранения пропульсивного коэффициента на прежнем уровне длину корпуса увеличили за счет кормовой наделки. Полностью сменили энергетическую установку: вместо турбин с прямой передачей установили ТЗА и 10 чисто нефтяных ПК. В отличие от своих предшественников, на которых подобная замена сопровождалась заметным повышением мощности и скорости, на "Нагато" и "Мутсу" мощность возросла очень незначительно, а скорость даже упала с 26,5 до 25 уз. Поскольку новые паровые котлы занимали гораздо меньше места, от носовой дымовой трубы отказались.
Усиление бронирования коснулось в основном горизонтальной защиты. Толщина главной палубы над жизненно важными местами повышалась с 50 до 127 мм, а палубы полубака — с 25 до 50 мм. Усилили защиту барбетов. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т.
Главный калибр и противоминная артиллерия получили больший угол возвышения — до 43° и 35° соответственно. Два 140-мм орудия и все торпедные аппараты были сняты. Устаревшие 80-мм/40 зенитки заменены на 4 х 2 127-мм/40 установки, дополненные 20 25-мм автоматами. Для запуска гидросамолетов была смонтирована катапульта.
Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 почти до 39 000 т.
Нагато (Nagato) 1917/1946
В июне 1944 г. на "Нагато" сняли два 140-мм орудия, а число 25-мм автоматов увеличили до 68, к октябрю их количество достигло 98.
"Нагато" в ходе боя в море Сибуян 24 октября 1944 получил попадания трех бомб, выведших из строя башню главного калибра. На следующий день поврежден еще двумя бомбами. Частично отремонтирован в Йокосуке в начале 1945 г.
Единственный японский линкор, доставшийся победителям. 20 сентября 1945 передан США. Использовался при испытаниях атомного оружия на атолле Бикини. 25 июля 1946 тяжело поврежден взрывом бомбы с эквивалентом 40 килотонн, произошедшим в 1 км от корабля. Спустя 4 дня затонул.
Мутсу (Mutsu) 1918/1943
До своей гибели в 1943 г. "Мутсу" не подвергался каким-либо переделкам, лишь несколько увеличилось число 25-мм автоматов.
На "Мутсу" 8 июня 1943 в Хиросимском заливе произошел взрыв погребов кормовых башен. Основной причиной взрыва, повлекшей за собой гибель корабля, часто указывают халатность экипажа.
Характеристики:
Общие:
Длина: 224,9 м
Ширина: 33 м
Водоизмещение нормальное: 39 250 тонн
Водоизмещение полное: 46 356 тонн
Запас хода: 8 560 миль
Осадка: 9,5 м
Экипаж: 1 480
Скорость: 25 узлов
Вооружение:
Орудия: 8 410 мм; 18 140 мм; 8 127 мм
Зенитные установки: 20 25 мм
Самолеты: 3 |