Тяжелые Крейсера типа Аоба
Крейсера "Аоба" и "Кинугаса" первоначально должны были повторить тип "Фурутака", однако по настоянию Генерального штаба в проект внесли ряд изменений, главным из которых стал переход от одноорудийных к двухорудийным башням главного калибра и более традиционной схеме размещения артиллерии. Кроме того, вместо 80-мм зениток установили 120-мм орудия, а между кормовой надстройкой и орудийной башней — катапульту для запуска гидросамолетов. По расчетам, водоизмещение должно было увеличиться примерно на 360 т. На стадии разработки проекта об угрожающей перегрузке крейсеров типа "Фурутака" еще ничего не знали и каких-либо мер для исправления этого положения на новых кораблях предпринято не было. Итогом игнорирования весовой дисциплины (а, возможно, и ошибки в расчетах) стало превышение проектного водоизмещения на вошедших в строй "Аоба" и "Кинугаса" на 1000 т (нормальное по проекту — 8760 т, фактическое на "Кинугаса" — 9773 т). Более тяжелое, чем на кораблях предыдущего типа, вооружение привело к еще большему снижению остойчивости.
В 1938 — 1940 гг. оба крейсера прошли модернизацию, в ходе которой 200-мм орудия главного калибра заменили на более мощные 203-мм. К установленным еще в начале 1930-х гг. 13,2-мм зенитным пулеметам добавили 4x2 25-мм автомата. Неподвижные 610-мм торпедные аппараты сменили 2x4 610-мм поворотных с комплектом запасных торпед. Корабли оснастили и более мощной катапультой. От планировавшейся замены ПК по ряду причин отказались, ограничившись переводом котлов со смешанным отоплением на чисто нефтяное. После внесения некоторых усовершенствований в стоящие на кораблях турбины мощность ЭУ повысилась со 102 000 до 110 000 л.с. Для сохранения остойчивости при возросшем весе вооружения крейсера оснастили бортовыми булями, причем сделали их на 0,7 м шире, чем у их предшественников.
На "Аоба" в ходе ремонта в начале 1943 г. сняли поврежденную кормовую 203-мм башню главного калибра, временно установив 1x3 25-мм автомат. Вторым таким автоматом заменили 13,2-мм пулемет перед носовой надстройкой. При очередном ремонте с августа по ноябрь 1943 г. на свое место вернули кормовую башню. Добавлено 2x2 25-мм автомата, их общее число достигло 15 (1 х 3 и 6 х 2). Полностью восстановить работоспособность ЭУ не удалось, поэтому скорость не превышала 28 уз.
В июле 1944 г. число 25-мм автоматов составило 42 (5 х 3, 6 х 2 и 15 х 1). В марте следующего года, уже в Куре дополнительно установили еще 4x2 25-мм автомата.
Аоба (Aoba) 1924/1945
11 октября 1942 тяжело поврежден в бою у м. Эсперанс артогнем американских крейсеров (получил 24 попадания 152-мм и 203-мм снарядами). Ремонт — до февраля 1943 г. 3 апреля 1943 снова получил тяжелые повреждения, нанесенные бомбами американских базовых бомбардировщиков. На корабле произошел взрыв двух торпед, вызвавший сильный пожар; во избежание гибели был посажен на мель. Ремонт — до ноября 1943 г. 23 октября 1944 поврежден торпедой американской подводной лодки "Bream". После проведенного временного ремонта оставался в Куре в качестве зенитной батареи. Здесь же 24 июля 1945 тяжело поврежден американской палубной авиацией; сел на грунт. Во время повторного налета 28 июля 1945 окончательно разрушен.
Кинугаса (Kinugasa) 1924/1942
14 ноября 1942 потоплен в 15 милях от о. Рендова американской палубной авиацией (торпедами и бомбами).
Характеристики:
Общие:
Длина: 185,2 м
Ширина: 17,6 м
Водоизмещение стандартное: 9 000 тонн
Водоизмещение полное: 11 475 тонн
Запас хода: 8 000 миль
Осадка: 5,73 м
Экипаж: 657
Скорость: 33 узел
Вооружение:
Орудия: 6 203-мм/50; 4 120-мм/45
Торпедные аппараты: 8 610 мм
Зенитные установки: 8 25 мм, 4 13,2 мм
Самолеты: 2 |