Авианосец Арк Ройял
Контракт на строительство авианосца "Арк Ройял" (Ark Royal) заключили с компанией "Кэммелл Лэйрд" 17 апреля 1935 года. Утром 16 сентября двенадцатилетняя дочь директора верфи в Биркенхеде Уэнди Джонсон дала сигнал, и первая большая плита нового корабля была установлена на блоках. Стапельный период строительства длился 19 месяцев. 13 апреля 1937 года "Арк Ройял" сошел на воду. Крестной матерью корабля стала леди Мод Хоур, разбившая о его форштевень традиционную бутылку шампанского. Летом 1938 года авианосец вышел на испытания, а в декабре, после соответствующих доделок, принял 820-ю эскадрилью "суордфишей" с "Корейджеса" и начал службу под командованием своего первого командира кэптена А.Дж. Пауэра.
"Арк Ройял" вобрал в себя весь опыт, накопленный корабелами и моряками Туманного Альбиона при строительстве и эксплуатации первых авианосцев, большинство из которых было переоборудовано из кораблей других классов. На нем были апробированы многие технические решения, перенесенные в последующие проекты и ставшие отличительными признаками английской кораблестроительной школы.
Внешне "Арк Ройял" выделялся высоким надводным бортом и впервые примененным большим кормовым свесом, увеличившим длину полетной палубы до 244 м (полетная палуба была самой длинной в британском флоте вплоть до окончания Второй мировой войны). За счет свеса было получено беспрецедентное - на 24 м - превышение наибольшей длины над длиной по ватерлинии. Полетная палуба стала конструктивным элементом корпуса и включалась в обеспечение общей прочности. Округлая, "зализанная" форма ее оконечностей обеспечивала хорошую обтекаемость и позволяла ликвидировать воздушные ямы в корме, облегчая посадку самолетов, а полностью закрытый нос улучшал мореходность.
На авианосце была принята двухъярусная схема хранения самолетов (длина верхнего ангара-172 м, нижнего-138 м; ширина ангаров - 18,3 м; высота-4,88 м; общая полезная площадь-4884 м2). Ангары разделялись на секции противопожарными металлическими шторами и оборудовались специальной противопожарной системой (спринкерная и огнетушители). По правому борту располагался небольшой "остров" с ходовой и штурманской рубками, походной каютой командира, пос-том командира авиагруппы, а также с пос-том метеорологической службы.
Несмотря на ограниченное водоизмещение, бронирование "Арк Ройяла" оказалось весьма неплохим. Броневой пояс толщиной 114мм, установленный на 12,7-мм подклад-ке из кораблестроительной стали, имел длину 95,1 м и прикрывал около 45% ва-терлинии. Его общая высота в районе по-гребов и машинного отделения составля-ла 4,88 м, а у котельного отделения он под-нимался на 7,47 м и доходил до нижней ангарной палубы, чтобы защитить дымохо-ды и помещения вспомогательных механиз-мов. В оконечностях бортовые пояса замыкались 87-мм траверзными переборками.
Броневая палуба была несколько необычной: трехуровневой. Над котельными отделениями она шла на уровне нижней ангар-ной палубы, над машинными - на уровне верхней (в обоих случаях ее толщина составляла 63 мм). Над погребами и хранилища-ми авиационного горючего бронепалуба опускалась до уровня нижней, при этом до-ходя по ширине только до противоторпедных переборок, зато толщина ее увеличивалась до 87 мм. Горизонтальное бронирование рассчитывалось на противостояние 500-фн бомбам, сброшенным с высоты 9500 футов (около 3 км), или 1000-фн, сброшен-ным с высоты 5500 футов (чуть более 1,5 км). При этом полетная палуба, как это было принято в британской практике, долж-на была выдерживать взрывы 20-фн фугас-ных бомб.
"Арк Ройял" стал первым кораблем, получившим на вооружение 4,5-дюймовки, поэтому стояли они в открытых щитовых установках, а не в более привычных впоследствии полуутопленных башнях. Установки располагались четырьмя группами на верхней галерейной палубе, и в любом направлении одновременно могли вести огонь не менее восьми стволов. До-вольно развитой была система управления огнем, включавшая в себя четыре командно-дальномерных поста Mk-IV-по одному на каждую группу орудий.
ПВО в ближней зоне обеспечивали восьмиствольные 40-мм автоматы "Виккерс" Mk-VI, больше известные как двухфунтовые "пом-помы". Основным их достоинством была высокая плотность огня. Правда, из-за низкой начальной скорости снаряда они имели небольшую дальность прицельной стрельбы, зачастую недостаточную для борьбы с торпедоносцами. Тем не менее, эти установки были лучшими, из имевших-ся в Королевском флоте к началу войны.
Арк Ройял (Ark Royal) 1935/1941
С началом боевых действий, 3 сентября 1939 года, "Арк Ройял" был включен в состав противолодочной поисково-ударной группы, патрулировавшей западнее Гебридских островов.
В октябре-ноябре 1939 года "Арк Ройял" участвовал в охоте на немецкий рейдер "Адмирал граф Шпее".
"Арк Ройял" принимал участие в Норвежской операции с апреля по июнь 1940 года. Палубные истребители "Арк Ройяла" записали на свой счет 20 подтвержденных воздушных побед и потопление легкого крейсера "Кенигсберг".
В составе соединения «Н» "Арк Ройял" участвовал в операции "Катапульта" по уничтожению французского флота, в ходе которой торпедоносцы "Арк Ройяла" уничтожили, ранее поврежденный, "Дюнкерк". До конца 1940 года "Арк Ройял" действовал на Средиземном море, сопровождая конвои и нанося удары по итальянским портам и аэродромам.
В мае 1941 года "Арк Ройял" принял участие в охоте на «Бисмарк». В ходе боевых действий, палубные торпедоносцы "суордфиш", сыграли большую роль в потоплении германского линкора.
13 ноября 1941 года, производя очередную доставку истребителей на Мальту, "Арк Ройял" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-81. Борьба за живучесть корабля продолжалась более 10 часов, когда крен корабля достиг 35°, эсминцы сняли экипаж и спустя два часа "Арк Ройял" скрылся под водой.
Характеристики:
Общие:
Длина: 220 м
Ширина: 28,9 м
Водоизмещение полное: 22 000 тонн
Запас хода: 7 000 миль
Осадка: 8,5 м
Экипаж: 1600
Скорость: 31 узлов
Вооружение:
Орудия: 8х2 114-мм/45
Зенитные установки: 4х8 40-мм/40; 4х4 12,7 мм
Самолеты: 72 |